Галерея Уффици – один из самых старых музеев как в Италии, так и в мире. Он находится в самом центре старой Флоренции. Это город стал родиной Ренессанса, а также самым лучшим его произведением. Сердцем знаменитого музея считается не менее знаменитая коллекция рода Медичи, который правил здесь многие годы. К моменту создания музея во второй половине XVI века это была самая богатая и лучшая в мире коллекция.
Боттичелли, Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Караваджо, Тициан… Именно в этом музее находится
знаменитое тондо Микеланджело, на котором изображено Святое семейство – это единственное большое произведение скульптора за пределами Сикстинской капеллы. Имена этих художников заставляют замирать в предвкушении прекрасного сердца многочисленных ценителей прекрасного. Это уже не говоря о произведениях искусства Античности, а также самых лучших произведениях французских, немецких, фламандских художников.
Иоганн Цоффани «Трибуна Уффици» (1772)
Агесандр, Аненодор и Полидор. Лаокоон. Около 50 до н.э. Макеланджело. Давид. 1504
Караваджо. Медуза. 1598-1599. Бахус 1596.
Тициан. Венера Урбинская. 1535
Сандро Боттичелли. Рождеие Венеры. 1485
Сандро Боттичелли. Весна. 1480
Леонардо да Винчи. Благовещение. 1472-1475
Леонардо да Винчи. Наброски Тайной вечери.
Симон Мартини. Благовещение и двое святых. 1333
Пьеро ли Козимо. Персей освобождает Андромеду. 1513
Лучшие произведения, лучшие художники. В Уффици много примечательных и замечательных коллекций и экспонатов. К примеру, здесь находится уникальная коллекция автопортретов знаменитых художников. Конечно, автопортреты мастеров кисти, более или менее известных, есть в любом художественном музее. Но эта коллекция собиралась целенаправленно и сознательно. Это своеобразная «доска почета» передовиков «творческого производства». Основание этой ценнейшей коллекции портретов старинных и современных мастеров (именно современных, ведь коллекция продолжает пополняться и по сей день) положил последний известный потомок рода Медичи – кардинал Леопольдо Медичи в XVII веке. Кстати, кардинал интересовался не только искусством, а и наукой. В свое время он даже был одним из покровителей Галилея. Начиная собирать галерею автопортретов, кардинал выкупил большую часть коллекции произведений этого жанра у римской Академии Святого Луки (евангелиста Луку считали и почитали как покровителя искусства, а также ему причисляли первое изображение лика Девы Марии). Покупая портреты старых мастеров, он не забывал и о современных художниках. Портреты его знаменитых современников тоже пополнили коллекцию. Не забывали о галерее и следующие поколения. Уже в XVIII веке герцог Пьетро-Леопольд купил для нее собрание картин аббата Пацци. Несмотря на это, основным источником картин оставались сами художники. Иногда они сами присылали свои картины, часто владельцы галереи выступали в роли заказчиков. Было очень почетно получить такой заказ, ведь автор становился (заслуженно или нет) в ряд с гениями прошлого.
Перечень художников, чьи работы находятся в этом знаменитом собрании, растянулся на несколько страниц. Здесь рядом с именами гениев Возрождения, такими, как Дюрер, Рембрандт, Рубенс, Веласкес, легкомысленный, как искусство XVIII века, Буше множество незнакомых имен. Но особое внимание привлекают русские имена. Айвазовский, Кипренский, Кустодиев, Иванов (только Виктор, а не Александр, художник ХХ века) и другие. В 1819 году от Флорентийской Академии художеств впервые поступил заказ автопортрета для галереи Уффици русскому художнику. Этим художником стал Орест Кипренский.
Еще через 12 лет такая честь была оказана Карлу Брюллову. Но он почему-то охладел к работе и не закончил ее. Сегодня этот автопортрет находится в петербургском музее. В 1874 году коллекция пополнилась автопортретом Ивана Константиновича Айвзовского, одного из известнейших живописцев в свое время. В 1912 году присоединился Борис Кустодиев, и в 1983 – Виктор Иванов. С выбором создателей табеля о рангах (рейтинга) художников Галереи Уффици можно не соглашаться или пытаться оспаривать, но, безусловно, это очень
интересное явление. Оно заслуживает самого пристального изучения. Если вы пережили атаку мирового искусства, которые выставлены в Уффици, то посетите и эту галерею. Ведь так приятно видеть, что наши соотечественники признаются иностранцами.
По материалам www.wmuseum.ru