Музей д’Орсэ — современный музей несовременного искусства. Расположен он в самом центре Парижа. Всего в нескольких шагах от Лувра, откуда и происходит часть его коллекции.
Название музею дала набережная Сены, на которой к Всемирной выставке архитектором Лалу было построено здание Орлеанского вокзала, превращенное в конце ХХ века в музей.
Открыт музей д’Орсэ был в 1986 году и сразу завоевал мировую популярность, благодаря, роскошной коллекции пленяющей живописи импрессионистов. По решению правительства Франции 1978 года: Орсэ — музей искусств и ремесел второй половины XIX — начала ХХ века. Замечательной особенностью построения его экспозиции является разнообразие представленного материала. Что позволяет, например, в полной мере ощутить почти шокирующие отличие искусства импрессионистов от произведений современников и большинства их непосредственных предшественников. Импрессионистов заслужено называют самыми оптимистическими художниками XIX столетия. Прекрасное, радостное и красочное искусство давно покорило сердца зрителей во всем мире. Поэтому многие посетители д’Орсэ сразу устремляются на верхний, третий, этаж музея, где экспонируются полотна знаменитых мастеров.
Поль Гоген «Женщины Таити»
Произведения их неизменно популярны. Попадая на аукционы, они зарабатывают неприлично большие суммы денег. Но, когда в 1860-х годах полуголодные художники, обитавшие под крышами Монмартра, создавали свои первые произведения, предсказать такой успех не мог никто. Они ушли из мастерских «писать только то, что видят, и так, как они видят». Изобилие цвета и света после темных прямоугольников салонных живописцев потрясает. К несчастью лишь немногие из них, да и то в старости, смогли насладиться славой и успехом.
Предтечей революционного искусства стал художник Эдуард Мане, чья скандально знаменитая «Олимпия» занимает особое место в экспозиции Орсэ. Само здание музея, перестроенный Орлеанский вокзал, замечательно подходит основоположнику импрессионизма Клоду Моне (название именно его картины с легкой руки одного из критиков дало название движению), любившего писать вокзалы Парижа. И в музее Орсэ вы можете насладиться красотой такого, казалось бы, прозаического сюжета. «Вокзал Сен-Лазар» — Моне часто изображал его. Превращая малопривлекательный индустриальный пейзаж в сказку, творимую светом и цветом.
Знаменитый «Бал в Мулен де ла Галетт» Огюста Ренуара. Едва ли не самое чистое воплощение принципов импрессионизма в творчестве художника, позднее отошедшего от них. Собственно, из всех художников, участвовавших в выставках импрессионистов, лишь Клод Моне, бывший его живым воплощением до конца жизни оставался верным последователем своей теории. Но это будет потом, а пока вслед за лучами солнца, танцующими в прохладной тени деревьев, кружатся многочисленные пары.
Эдгар Дега — художник, примыкавший к импрессионистам, но всегда остававшийся иным, ни на кого не похожим. В его пастелях и редких картинах маслом есть странный, почти пугающий трагизм. Он скрыт за красотой театральной мишуры, когда он рисует прославивших его танцовщиц, он чувствуется в напряженной атмосфере ипподрома и в длинной череде умывающихся или купающихся дам. И это настроение подчеркнуто самим способом экспонирования его произведений. В полумраке зала, в лучах подсветки оживают и вибрируют штрихи и мазки его произведений.
Импрессионисты (в том числе не названные еще Сислей и Писсарро), романтики, реалисты, символисты, шедевры постимпрессионистов, например — Ван Гога и Сезанна. Множество замечательных произведений века расцвета французского искусства, без которых было бы невозможно искусство ХХ столетия. И уже, поэтому музей на набережной Сены неизменно привлекает многочисленных посетителей. Но главное, в нем живет знаменитый дух Парижа, прославивший этот город и сделавший его заветной мечтой художников и поклонников искусства со всего света.
Альфред Сислей «Мост в Вильнев ла Геренс»
Камиль Писсаро «Пруд в Монфуко»
Поль Сезанн «Игроки в карты»
Ван Гог «Звездная ночь над Роной»
По материалам www.museum.ru.