Сандро Боттичелли

Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.
rogdenie_veneri

primavera
“Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици
“Весна”, около 1477–1478

Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.
portrets
«Портрет мужчины с медалью», 1474, галерея Уффици, Флоренция, «Портрет Джулиано Медичи», 1470-е, Бергамо; и другим

poklonenie
Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици

Moses
«Сцены из жизни Моисея», 1482

cestello
“Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици

altar
“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан

afina+udif

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных
типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к
детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Нет точных сведений о периоде
обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили
между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество
продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во
Флоренции.
В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи,
сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять
охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. Ранним работам
Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым
деталям.
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом
флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются
картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и
вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью.
Станковым портретам художника свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души
и четкая детализация характеров портретируемых.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок
Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в
его творчестве. Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Юдифь”, 1483 и другие)
были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения
палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая
тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного
искусства, только изредка становясь объектом живописи.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил
строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими
фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо
Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.
Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее
всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. В период между 1480 и 1490 годами его слава
достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти
невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не
всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха
Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и,
соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был
определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других
сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла д’Эсте
искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги.
Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его
как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее
всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в
жизнеописаниях художников.
Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском
искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви
Оньиссанти. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте
Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически
было забыто для истории искусства.
По материалам www.smallbay.ru.