Собор Святого Петра

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима — купол собора Святого Петра, главного храма католического мира, сердце Ватикана. Храму 500 лет. Почти. Пять веков назад, 12 октября 1506 года по приказу Папы Юлия II был заложен первый камень в его основание. Освещен собор был лишь 18 ноября 1626 года, 120 лет спустя. В его основании согласно легенде могила святого Петра, ученика Христа, первого епископа Рима, главы христианской церкви. Предание гласит, что именно здесь, на арене цирка, в царствование Нерона апостол был казнен. Здесь же, в 330 году н. э. император Константин, провозгласивший христианство государственной религией Римской империи, воздвиг один из первых храмов новой веры. Но в начале XVI столетия древняя базилика Святого Петра была снесена.
8_facade_1_DxO
imgB
Григорий Чернецов. Площадь Святого Петра в Риме во время папского благословения. 1850
stpeters7

stpeters8

stpeters3

9
Начиналась эра великого строительства. Папы возрождали «большой стиль» императорского Рима. В ту эпоху наследники престола Святого Петра мечтали не только о духовной власти над миром, но также и о светской. И этому собору предназначалось стать символом торжества церкви. Земным воплощением ее могущества. Строили не просто храм. Создавали восьмое чудо света, которое должно было не просто сравняться с чудесами древности, но и затмить их. Несколько понтификов и множество архитекторов спустя храм был построен. Назвать автора собора не представляется возможным. Его нет. Ни один проект не был осуществлен полностью. Здание, украшающие сегодня главную площадь Ватикана, результат соединения нескольких проектов разных архитекторов двух эпох. Эпохи Возрождения и эпохи барокко. Первый проект цитадели католического мира принадлежит Донато Браманте. Его унаследовал Рафаэль. После смерти мастера из Урбино строительство возглавил Антонио да Сангалло, существенно отредактировавший проект Браманте по мнению современников в лучшую сторону. Так, создавая монумент незыблемости своей власти, понтифики спровоцировали восстание против нее. А в 1527 году, после разграбления Рима войсками испанского короля Карла V и, по совместительству, императора Священной Римской империи, строительство и вовсе остановилось.
Св.Вероника
Франческо Моки «Св. Вероника». Андреа Больджи «Св. Елена»
В 1535 году недостроенный храм был более похож на древние руины, чем на главный храм католического мира. Переломным в истории собора стал год 1546. Главным архитектором после смерти Антонио да Сангалло стал Микеланджело Буанарротти. Он отказался от вознаграждения предлагаемого Папой. Собор Святого Петра стал его данью Богу. На протяжении последующих 18 лет строительство шло похвальными темпами благодаря золоту американского континента импортируемому испанцами в Европу. Часть они пожертвовали на строительство великого собора. Создавая проект храма Микеланджело опирался на первоначальный проект Браманте, чей талант он ценил и уважал, несмотря на то, что считал его одним из главных своих врагов.
eosa_058p
Арнольфо ди Камбио «Св. Петр», Бернини «Св. Лонгин»
st_pierre_aux_liens_1
Микеланджело «Моисей»
Pieta
Микеланджело «Пьета»
Перед нами вновь центрический храм вместо привычной для католических стран базилики, имеющей форму латинского креста. Собор, задуманный Браманте, был масштабен, великолепен. Храм Микеланджело не просто велик, он грандиозен. Он задуман как символ бесконечного могущества высших сил, не человека, как было в проекте эпохи Возрождения. Под сенью его купола было место всему христианскому миру.
Potir
Кольцо-рыбка. Конец 15 века. Бронза, горный хрусталь; позолота, гравировка. Потир. 14 век. Серебро, золото; позолота, чеканка, эмаль.
В XVII столетии работы в соборе Святого Петра продолжились. В 1605 году Карло Мадерна превращает центрический храм Микеланджело в привычную для католиков базилику. Сделано это было и из соображений удобства (такой храм был вместительней и больше соответствовал особенностям католического богослужения), и по идеологическим причинам (Папы эпохи Контрреформации старательно возрождали символы веры и церкви первых веков христианства). Почти 40 лет отдал работе над собором Святого Петра Джан Лоренцо Бернини. Он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение. Собор Святого Петра, действительно, стал символом могущества католической церкви. Но также стал и образцом, чьи черты узнаваемы во всех крупных храмовых всех постройках христианских стран последующих столетий.
krest
Дворцовый крест. 15 век. Золото, горный хрусталь Реликварий Святого Себастьяна. 15 век. Серебро; позолота, эмаль.
По материалам www.museum.ru.