Один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. Реставрационный отдел.
Василий Верещагин «Апофеоз войны».
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых крупных, древних и наиболее важных и известных музеев и галерей искусства во всей истории человечества. Шикарная коллекция Эрмитажа выставляется в шести корпусах, самое главное из которых – Зимний дворец, который всегда был официальной резиденцией русских царей.
Анри Матисс «Танец»
Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754-1762, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Джиакомо Кваренги ) — выдающийся архитектурный ансамбль.
Питер Пауль Рубенс «Апофеоз Марии Медичи»
Екатерина Великая начала сбор шедевров искусства еще в 1764 году, когда приобрела в Европе более двух сотен картин. Русским послам за границей доплачивали премии, если они помогали правительству купить лучшие экспонаты. Екатерина называла свою галерею – мой эрмитаж, что с французского означает место уединения. Очень немногие люди видели все красоты этого собрания шедевров. В одном из своих писем она жаловалась, что «только мыши и я можем восхищаться всем этим». Имя Эрмитаж она дала и своему маленькому частному театру, построенному в промежутке между 1783 и 1787 годами.
Карл Брюллов «Сенная площадь»
Постепенно коллекция императрицы получала новые вливания греческих и скифских памятников культуры, которые были обнаружены в процессе археологических раскопок на юге России. Так была основано одно из богатейших в мире собраний древних изделий из золота, в котором существенную часть занимают сокровища Трои, найденные Генрихом Шлиманом и изъятые из музея в Берлине красноармейцами в 1945 году. Чтобы содержать постоянно расширяющуюся коллекцию греческого, римского и египетского антиквариата, Николай I выписал в Россию немецкого архитектора-неоклассика Лео фон Кленце, чтобы он спроектировал и построил здание общественного музея. Новый Эрмитаж был, возможно, первой целевой галереей в Восточной Европе, которая была открыта для публичных посещений в 1852 году.
Александр Дейнека «Вратарь»
Русские цари продолжали пополнять свое собрание, так в Италии были куплены Леонардо да Винчи, Ян Ван Эйк и Рафаэль. А коллекция полотен Рембрандта в Эрмитаже считается самой полной в мире. Во время революции императорский Эрмитаж объявили частной собственностью. В это время начинается национализация коллекций, особенно сильно на современное искусство повлияли Сергей Шукшин и Иван Морозов. Новые поступления включали в себя последние работы Гогена, сорок кубистских картин Пикассо.
Валентин Серов «Ида Рубинштейн»
Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле»
По материалам www.museum-online.ru, globmuseum.info